Востребован временем


А. Л. Власенко, профессор МГХУ имени С.Г. Строганова, газета "Московский художник"

 

Поколение, к которому принадлежит Герман Вячеславович Черемушкин, это художники советского времени со всеми вытекающими отсюда последствиями. По-разному складывались их судьбы. Далеко не всегда у художника была возможность реализовать себя в творчестве. Творческая судьба Германа Черемушкина сложилась счастливо. Его искусство оказалось востребованным временем. Страна строилась. Занятие искусством было нужным и интересным. Преподаватели во вновь воссозданном Строгановском училище замеча­тельные художники, такие как Сергей Васильевич Герасимов, Александр Александрович Дейнека. Работали Павел Дмитриевич Корин, скульпторы Манизер, Мотовилов и другие мастера. Г. Черемушнику посчастливилось учиться у многих из них. Этот опыт запомнился на всю жизнь. И сейчас он держит планку высокого профессионального уровня в творчестве, в жизни и в работе со студентами.

Судьба подарила ему дружбу со многими известными людьми: живописцами, скульпторами и графиками, писателями и актерами, политиками и учеными. Устремленность к серьезной работе привела в монументальное искусство, которое в те годы было в самом расцвете, общество откликалось на мощный посыл художников, создающих летопись советской эпохи. Стена, измеряемая десятками квадратных метров, стала местом приложения творческих устремлений. Во власти художников были станции метро, интерьеры и фасады общественных зданий, а также отдельно стоящие объемно-пространственные композиции, целые скульптурные комплексы.

В какой-то степени и сама фамилия Черемушкин, связанная с районом в Москве, стала символом своего времени. Возникали ассоциации с новым, светлым, праздничным в жизни. Уютное, обустроенное жилье и труд во имя благих целей, прекрасное искусство, помогающее жить. Вся жизнь приподнята над обыденностью, восторженность и, возможно, несколько надуманная радость, эйфория продолжались годы. Все делалось для большинства, для народа. Тяжести и невзгоды закаляли, завтра казалось близким, доступным и прекрасным. И художники рисовали прекрасное завтра. В мечтах, формируя сознание. Вера в идеальное общество и человеческие взаимоотношения воспринималась людьми всерьез и вела по жизни. Идея коммунизма врубалась в сознание, становилась догмой, единственным смыслом бытия. Велико было внимание к рядовому человеку, к простым и естественным формам жизни. Максимум в минимуме. В изображении повседневности понятное и доступное приближались к вечному. Творческий поиск становился определяющим и, по сути, главным в жизни художника. Были востребованы выучка и профессионализм в разработке темы, идея и исполнительское мастерство соединялись в нерасторжимое целое.

Когда-то Джорджо Вазари, если говорил о художнике, то в высшей степени восторженно. Да и как еще рассказать о творческой личности? Художники - мужественные люди. Их путь - в неизведанное, и этот путь устремлен к высотам человеческого духа, который открывается неожиданно и не для всех. Путь познания истины тернист и сложен. Нужно многим жертвовать. Это путь тайны, обретения и потерь. По сути, тайна лежит в буквальном смысле на поверхности холста. В плоскости холста можно построить перспективу, акцентировать связи и смыслы, развить идеи, наконец, зажечь цветом рисунок, обрабатывая и насыщая поверхность краской, создавая игру фактур. Индивидуальность формируется познанием мира и его законов. Искусство многогранно и питается первоисточником, которым является природа в первозданном виде, и живая плоть. Тайна в непостижимом единении движения руки и мысли. Чтобы увидеть все своими глазами, Герман Черемушкин объехал весь мир. Рисовал и под землей, и под водой. Нашел технический прием, который позволял рисовать в воде. Интерес его к неожиданному и парадоксальному проявляется в композиционном поиске. Хотя он только слегка подправляет то, что видит в жизни. Его сильная сторона умение показать всем давно известное остро и с долей юмора. География путешествий художника обширна. Г. Черемушкин побывал во многих, странах мира. Свои впечатления он выразил в рисунках, гравюрах, акварелях.

Прекрасный график и рисовальщик он свободно и совершенно раскрепощение передает свои мысли и чувства на бумаге. Владея разными материалами и техниками, Герман Вячеславович умело строит композицию листа, добиваясь остроты и выразительности. Он меняет по своему усмотрению масштабы. Меняет в соответствии с замыслом точки зрения. Обдуманно ломает перспективу. Этот арсенал своих возможностей им постоянно пополняется и расширяется за счет трансформации уже известных, хорошо усвоенных им приемов. Г. Черемушкин не навязывает свое прочтение идеи, но делает так, что не обратить внимания на суть просто невозможно.

Тщательный композиционный, смысловой и изобразительный отбор деталей, их сочетаемость и пластическая обоснованность, умение мыслить образами и категориями, сочетая и сталкивая противоречивые понятия, добиваясь цельности и гармоничности цветового строя, единства стиля, логичного отношения к изображению, говорит о высоком профессионализме.

Все это было бы невозможно без ясности мышления и целостности характера. Г.В. Черемушкин на редкость легко и естественно сходится с людьми. Он обладает счастливым даром общения и своеобразным чувством юмора - мягким, незлобивым, проявляющимся в разных жизненных ситуациях: при общении в кругу друзей, в особых случаях, находя оригинальное, нестандартное решение проблемы. Творчество - для людей - влюбленных в жизнь, умеющих ценить чувство живого общения через осмысление тех тайн, которые открываются нам через искусство. Герман Черемушкин постиг и ту и другую тайну. И готов поделиться этим богатством со своими друзьями. Своими друзьями же он считает всех, с кем сидит за праздничным столом, работает и отдыхает, кому рассказывает бесчисленные истории из своей жизни. Выбирая между прошлым и будущим, останавливая мгновения жизни, убеждая и раскаиваясь, смиренно внимая и внимательно глядя на окружающую жизнь, Герман Вячеславович Черемушкин как художник продолжает компоновать, рисовать, гравировать, писать. Будучи профессором в Строгановском университете, он, взыскательный и строгий педагог, своих студентов учит понимать и любить искусство. Ему свойственно быть благодарным судьбе, которая подарила ему счастье жить и любить, природе, наградившей его острым, пытливым умом, мужской статью и силой. Сложному и непредсказуемому времени, давшему ему возможность узнать, увидеть и услышать много интересного, дружить, путешествовать, рисоватьбыть художником. Глядя на проплывающие в небе облака. не терять надежды, любить и верить.