Маршруты длинною в жизнь

 


Иван БЛЫНСКИЙ. 2004 год.

"Долг перед Родиной я выполнил! - с гордостью говорит, улыбаясь, Герман Черемушкин. — Каким образом? Третьяковская галерея приобрела 14 моих работ!" У заслуженного художника России, профессора кафедры искусства графики Московского университета имени Строганова Германа Вячеславовича Черемушкина именно такое, редкое сегодня, патриотическое представление о роли художника. Картины могут быть в зарубежных коллекциях и музеях; выставки, известность за границей, но высшая честь для автора, своеобразный «нерукотворный памятник», когда твое искусство оценено и находится в одной из главных галерей России.

 

Несмотря на зрелые годы, оптимизму, юношескому энтузиазму Германа Черемушкина может позавидовать любой молодой человек. Необыкновенный рассказчик — и историю забавную вспомнит, и тост остроумный произнесет. Но главное — работа. А начиналось все с самых малых лет, детской любознательности. Однажды, в детском саду, маленький Герман сделал настоящий лук и отстрогал к нему палочку — стрелу из светлого дерева. Мальчик пытался разгадать: почему стрела, взмывающая в небо, постепенно меняла свой цвет? В зените она делалась ярко-оранжевой, падая, становилась какой-то фиолетовой, зеленоватой. Герман пытливо выспрашивал воспитателей: почему стрела имеет разный цвет? Взрослые разводили руками. Только спустя годы художник узнал: какой свет падает на предмет, такой цвет он и принимает. Этот случай из детства во многом предопределил судьбу Германа Черемушкина.

Потом было время увлеченного рисования; оконченное с отличием художественное училище. С первого раза поступил в Строгановку на факультет монументальной живописи. Возглавлял преподавание Сергей Герасимов. Преподавал и Павел Кузнецов. Много ценного удалось понять и узнать с помощью прекрасных учителей. Сергей Васильевич приносил в класс альбомы Ван Гога и Матисса. Именно эти образцы искусства дали знания о живописных тонкостях. Увлечение иконописью раскрывало не только технику написания иконы или фрески, но и приобщало к русской духовности. Художник изучал историю, заново осмысливал известные фрески Феофана Грека. Однажды пригласили на реставрацию в Ипатьевский монастырь. Забравшись на высокие леса, он трудился очень прилежно. Со временем пришло осознание, что все-таки ближе монументальная живопись. Помог и главный редактор журнала «Юность» Борис Полевой. Он посоветовал молодому художнику решительно браться за проекты оформления вокзалов на новой трассе, над которой шефствовал по¬пулярный журнал — Тюмень — Сургут — Нижневартовск — Уренгой.

Уже 30 лет Герман Вячеславович связан с Сибирью. Особенно много декоративных работ выполнено в Тобольске. Барельефы, мозаики, панно украшают многочисленные здания. Приходилось работать над гобеленом. В 1975 году за художественно-монументальное оформление железнодорожного вокзала в этом старинном русском городе автор получил премию Ленинского комсомола. Следующим этапом стал въездной комплекс, украшенный мозаиками на станции с поэтическим названием «Юность комсомольская». Братская, Усть-Илимская ГРЭС — маршруты творческого пути художника.

Важное место в жизни Германа Черемушкина занимают графические работы. Каждый лист, несмотря на присутствие только двух цветов — черного и белого, — законченное произведение, маленькое чудо. Мастер стремится к лаконизму — картина-символ, картина-знак. Зритель чувствует, что его не обманывают, не посмеиваются над его "непониманием искусства". Картины интересно рассматривать, все время открывая что-то новое, философское или, наоборот, комичное. Будучи на Чукотке, художник создал лист, изображающий льдину с тюленями, на другом краю которой охотник-чукча с ружьем. Тюлень для чукчи прежде всего еда, и это — жизнь. Картинка подсмотрена с натуры. Но, принеся работу не выставку, он получил «замечание». Мол, нехорошо, что человек убивает зверя, нельзя так. Что же делать? Сделайте фотоаппарат! Пришлось убрать ружье, и было очень грустно и смешно видеть, как чукча «охотится» на свою добычу с фотоаппаратом. Много лет Черемушкин плодотворно сотрудничает с журналом "Пограничник", выдавая неисчерпаемые сюжеты на тему современной армии. Последнее время Герман Вячеславович увлечен портретами. Виртуозно рисуя цветными карандашами, в не слишком популярно, ныне технике, он создал целую галерею своих друзей, коллег по профессии, людей, напрямую связанных с искусством — Татьяны Назаренко, Александра Рожина, Иллариона Голицына, Дмитрия Жипинского, Игоря Оброгова. (Два пеовых вы видите на снимках.) Каждый портрет глубоко психологичен. Он подчеркивает и светлые качества портретируемых, и то, что они, возможно, и не хотели бы выставлять напоказ. Но тем-то и отличается искусство от фотографии, и мастер от ремесленника. Помимо внешнего облика, Герман Черемушкин раскрывает характер, настроение, душу человека.

Творческие планы автора, как всегда, обширны. Ему не сидится на месте в комфортной столице. (А ведь еще Герман Вячеславович преподает в Школе-студии изобразительного искусства при Международном художественном фонде.) В его планах поездки в ставшую родной и близкой Сибирь, продолжение работ в монументальной пластике. Художник также полон сил и энергии, стремится жить мощно, ярко, твердо стоя на земле.